Проект "Волшебный рюкзачок"
Цель проекта: Возрождение традиций семейного чтения .
Задачи: мотивация детей дошкольного и младшего школьного возраста к чтению; содействие семейному чтению, как основы благоприятного психологического климата в семье; популяризация лучшей классической и современной детской литературы.
Участники проекта: учащиеся младшего школьного возраста и родители, бабушки и дедушки.
Описание проекта.
«Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются книги для детей (4-5 экз.) и для родителей (1-2 экз.).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы в соответствие с возрастом детей.
Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или « Как стать родителем читающего ребенка» и т.д.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевой почты». Для выбранной библиотекарем группы (учащихся одного класса и их родителей) на определенный период в зависимости от количества участников (до 6 месяцев) выдается рюкзачок. Во время прочтения участники делятся своими впечатлениями, пишут сочинения о прочитанном и рисуют иллюстрации. Каждой семье предполагается прочитать рекомендуемые книги в течение 6-10 дней.
К началу проекта и подведению итогов организуется торжественное театрализованное представление. Для подготовки и реализации проекта проводится рекламная кампания. В библиотеке оформляются выставки с рекомендуемыми книгами, дается информация о проекте, справочная литература. Особая роль в проекте отводится преподавателю, как руководителю детского чтения и участнику проекта. На учителя возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своего класса.
Примерный план работы проекта.
Из истории проекта
Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки ученики 3 «б» класса СОШ №2 г. Улан-Удэ. На празднике прозвучали стихи о книгах, о чтении, о любимых книжных героях. «Волшебный рюкзачок» был торжественно передан библиотечным домовёнком Кузькой в семьи учеников 3 «б» класса Шестаковой Леры и Балсанова Алдара, а дальше «кольцевой почтой» рюкзачок путешествовал из семьи в семью. В рамках проекта была подготовлена книжная выставка «Читаем вместе»
Обращение для детей:
Дорогой друг!
Ты стал участником литературного проекта «Волшебный рюкзачок». «Волшебный рюкзачок» - это ранец, в котором для тебя и для твоих родителей находятся интересные книги, которые ты должен прочитать за десять дней.
- Пожалуйста, внимательно прочитай их и не забывай заполнять читательский дневник, который мы приготовили для тебя и, где ты должен выразить своё отношение к книге.
- В рамках проекта объявлен конкурс «Мой любимый герой книги», напиши сочинение о том, что тебе понравилось, поделись с другими своими впечатлениями.
- Через десять дней рюкзачок передашь другому участнику, потому, что в нашем проекте используется принцип «кольцевой почты» - рюкзачок передается из одной семьи в другую.
- В течение учебного года «Волшебный рюкзачок» будет путешествовать по семьям твоих одноклассников. А итоги будут подведены 15 мая в Международный день Семьи. В этот день состоится праздник «Мир, увиденный сквозь книгу», на котором пройдет награждение победителей конкурса и презентация фотовыставки.
Обращение для родителей:
Уважаемые родители!
Вы стали участником литературного проекта «Волшебный рюкзачок», организованного Центром детского чтения им. Б. Абидуева РДЮБ.
Для вас в рюкзачке:
- памятка родителям «Семейное чтение»;
- рекомендации родителям «Что читать вашему ребенку»;
- журналы «Семейное чтение»;
- рекомендательный список литературы для родителей «Воспитать книгочея»;
- советы детского библиотекаря «Ребенок и чтение»;
- книги для совместного чтения с детьми
Убедительно просим вас, обратить внимание на рассказы Виктора Голявкина «Совесть» и Леонида Пантелеева «Честное слово» обсудить его с детьми (вопросы для обсуждения прилагаются).
В рамках проекта объявлен фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок». Просим вас, дорогие родители, фотографировать интересные моменты совместного чтения, которые будут представлены на фотовыставке.
Следите за ведением читательского дневника и за тем, как дети читают и пишут сочинение. Каждый день постарайтесь читать с детьми книги из рюкзачка
Вопросы к обсуждению рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»
1.Почему автор сожалеет, что не узнал имени мальчика, стоявшего на посту?
2. Почему мальчик безутешно плакал и почему отказался идти домой, и уже был вечер и все играющие, те, кто должен был сменить часового или снять его с поста, разошлись по домам?
3. Что для мальчика означало данное им честное слово?
4. Какая мысль пришла в голову прохожего, чтобы выручить мальчика?
5. Можно ли ручаться, что из мальчика с такой сильной волей, с таким крепким словом вырастет настоящий человек?
6. Встречались ли вам в жизни, в книгах или в кино такие люди?
7. Вызывают ли они у вас уважение и желание на них походить?
В рамках проекта прошли конкурсы «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Проводились литературно-игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка». Так очень интересно прошло творческое занятие «Читаем вместе» с конкурсами, играми, викторинами по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» с участниками проекта. Дети совершили литературное путешествие по страницам прочитанных книг, участвовали в викторине: «Подбери слова из текста», «Выбери правильный ответ», находили ошибки в названиях произведений, играли в пословицы «К каким из перечисленных рассказов можно отнести представленные пословицы», принимали участие в обсуждении маленьких рассказов из «Волшебного рюкзачка». В завершение, участники рассказали о своих впечатлениях: какой рассказ понравился, какой эпизод в книгах запомнился, какие любимые герои появились, с кем хотелось бы подружиться и кому подражать.
Одно из занятий проекта «Волшебный рюкзачок» - экскурсия по фотогалерее «Читаем вместе». Занятие было творческим, с активным участием детей. Участники проекта придумывали названия своим снимкам – моментам из жизни «рюкзачка», комментировали и защищали свои фотографии, представленные на конкурс «Мой волшебный рюкзачок», рассказывали о понравившихся эпизодах из книг. Приняли участие в литературной викторине «Парад литературных героев» из «Волшебного рюкзачка».
Проект завершился праздником «Мир, увиденный сквозь книгу». Первые участники проекта учащиеся 3 «б» класса и новые его участники учащиеся 2 «а» и 2«б» классов СОШ №2 познакомились со слайд – презентацией «Мир, увиденный сквозь книгу», составленной по результатам проекта. Участники проекта познакомили присутствующих с книгами из рюкзачка, разыграли сценки по маленьким рассказам Виктора Голявкина «Закутанный мальчик», «Как мы на самолете летали», «Как я писал стихи», по рассказам Валентины Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка», «До первого дождя», инсценировку стихов Юнны Мориц «Волшебный ларец». А книгу «Птицы» из серии «Удивительный мир» дети представили рассказом о разных птицах, стихами и песней «Мы хотим, чтоб птицы пели». Торжественным моментом праздника стало награждение победителей. В номинации «Лучшая читающая семья» победителем стала семья Дамбаева Нимы. В номинации «Лучшее сочинение» победителем стал Баклашов Алеша. В номинации «За лучшее ведение дневника» стала Загедулина Алина. Победителем фотоконкурса «Мой волшебный рюкзачок» стал Бандеев Валера. Праздник завершили песней «Дорогою добра». Рюкзачки были торжественно переданы учащимся 2 «а» и 2 «б» класса СОШ №2 г. Улан0удэ. И с этого момента «Волшебный рюкзачок» начинает новое путешествие….
Из сочинений:
Вика Чимитцыренова: «Очень люблю читать в библиотеке и теперь буду думать о прочитанном, задумываться о том, чему научила меня книга, что в ней понравилось».
Баклашов Алеша: «Когда я прочитал книги из «Волшебного рюкзачка» мне стало ясно, почему его назвали «волшебным» Мне очень понравились рассказы, которые написала Валентина Осеева. Я переживал и радовался вместе с героями книги…»
Баяндуев Сергей: «Прочитав книги из «Волшебного рюкзачка» я решил, что я буду внимательным к окружающим, уважать старших, не буду забывать говорить волшебные слова».
Балсанов Алдар: «Научился мыслить, думать, рассказывать. А еще как надо и как не надо себя вести. Я полюбил сказки и книги об истории Бурятии».
Дамбаев Нима: «Мне понравился «Волшебный рюкзачок». Мы с мамой стали вместе читать каждый день и это очень здорово!» Спасибо «Волшебному рюкзачку!»
Классный руководитель Ольга Викторовна Гареева: «Благодаря проекту дети стали лучше читать и лучше учиться. Родители стали больше уделять время совместному семейному чтению»
Мама Дамбаевой Нимы - Раиса Балдановна: «Нам очень понравился проект «Волшебный рюкзачок», так как он создает в семье благоприятный климат благодаря книге, совместному чтению»
Рекомендуемый список литературы для «Волшебного рюкзачка»
Для детей:
1. Голявкин, В.В. Рисунки на асфальте / В. Голявкин. – М. : Астрель, 2006. – 224 с.: ил.
2. Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы / В.Драгунский. - М. : Росмэн, 1998. – 113 с.
3. Осеева, В. Волшебное слово / В.Осеева. – М. : Детская литература, 2008. – 96 с.
4. Пантелеев, Л. Честное слово : рассказы / Л. Пантелеев,
худ. Е.И.Орлов. – М. : -Дрофа-Плюс, 2005. – 157 с.
5. Печерская, А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны / Д. Печерская. – М. : Дрофа-Плюс. – 2007. – 166 с.
6. Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – М. : Оникс, 2010. – 192 с. : ил.
Для родителей:
Проект «Волшебный рюкзачок» не закончил свое путешествие, в нем принимают участие другие дети и их родители.
В добрый путь «Волшебный рюкзачок»!
Руководитель проекта - Самбуева Людмила Михайловна, гл. библиотекарь Центра чтения детей (пр. Победы, 5), тел. для справок: 21-46-72